Эллинистическая философия неоплатонизма. Общая характеристика, основные школы и проблематика

Эллинистическая философия неоплатонизма. Общая характеристика, основные школы и проблематика
кратко
На развитие философии и духовную жизнь древних греков принципиальное влияние оказал распад империи Алек-сандра Македонского и общий кризис греческой рабовла-дельческой демократии в конце IV в. до н.э.

Становление Римской империи, начавшееся вслед за этим, характеризуется слиянием греческой и римской культур, что, разумеется, нашло отражение и в философии. В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством к действию, приобретает практическое значение, вырабатывая правила жизни".
Причиной этого стало то, что на смену "гражданину" греческого полиса в Римской империи пришел "подданный", человек, подчиненный монарху. Личностная, психологическая сфера интересов заметно выросла, сформировав со временем потребность в философии как в средстве утешения и наставнице жизни. Когда человек счастлив, он гонит от себя философию, но терпя беды, он обращается к ней как к "духовному лекарству". Философские взгляды рассматриваемого периода отразились в таких школах и течениях, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.
Неоплатонизм
Это последнее направление античной философии, наиболее яркими представителями которого были Плотин (205- 270 гг. н. э.), его ученик Порфирий (233-304 гг. н. э.) и Прокл (410-485 гг. н. э.).
Неоплатонизм исходит из учения Платона, но с гораздо большими элементами религиозности и мифологичности, заимствованными Плотиным на Востоке.
В основу учения о бытии неоплатоники положили три принципа:
1) бытие обладает иерархичностью
2) Все существующее имеет истоком духовное начало.
3) Основа бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа.
Все три элемента единой основы бытия связаны между собой принципом эманации, т.е. истечением творческой энергии - Единого.
Единое (Бог) есть творческая сила, сверхбытие, порождающее все. Как нематериальное явление оно бесконечно в своей продуктивной активности и свободе. Единое - причина всего, оно есть "благо, которое само себя творит", так как "его воля и бытие совпадают". Единое как действующая сила раскрывается двояко. С одной стороны, оно активно внутри себя и сохраняет себя как целое. А с другой стороны, Единое порождает "необходимость", которая стоит за каждой вещью, не совпадая с ее отдельностью.
Ум - это истекающая из Единого неоформленная активность, которая оформляется в процессе "созерцания" и наполнения себя Единым, а затем возвращается к себе и реализуется собой. Сначала возникает содержание мышления, а в нем появляется и сама мысль. Если Единое - "потенциал всех вещей", то Ум - идеальная реализация этих вещей.
Единое, став Умом, приобретя формы и мышление, затем становится Душой, чтобы создать космос. Космическая Душа простекает из Ума, который обладает творческой силой. Душа вносит движение в материю. Душа как бестелесная субстанция способна стать частью тела. Тем самым, она и есть "единое и многое" , и потому одновременно делима и неделима. Душа - последняя стадия преобразований бестелесного мира.
Космос создается в результате действия духовного начала на материю. При этом возникает непримиримая борьба между Умом и материей. Свет есть образ Ума, а тьма - образ материи. Единое - свет, материя - тьма. Материя есть инобытие Души и существует только для того, чтобы быть носителем Ума. Материя - это зеркало, говорят неоплатоники, которое необходимо лишь тогда, когда в него заглядывает Ум.
В гносеологии неоплатоники выделяли различные типы познавательной деятельности, которые обусловлены различием миров. Так, материальный мир познается по логике Аристотеля. Единое созерцается в процессе полного очищения Души по принципу: "Сбрось с себя все". Данный процесс Плотин называет "экстазом", т.е. состоянием крайней степени восторга, восхищения, доходящим до исступления, но все же носящим сверхрациональный характер. В экстазе Душа человека заполняется Единым и приобретает ощущение бесконечности. Тем самым, Душа приобщается к Единому и цикл заканчивается.
В неоплатонизме остатки языческой античной философии себя полностью исчерпали, а так как на место прежнего политеизма приходит христианский монотеизм, то к V в., когда пришла к своему закату Римская империя, усилились гонения и на античную (языческую) философию.
Античная философия развивалась под влиянием мифологии и достигла своего предела в этом типе мировоззрения. С исчерпанием возможностей мифологии как основы мировоззрения исчерпала себя и античная философия; она выполнила свое преднаначение, уступив место новому типу мировоззрения - христианству и выросшей на его основе религиозной философии. Если античные философы считали основой бытия чувственно-материальный космос, то христианство видело это бытие в абсолютной личности, Боге, который все творит и всем управляет, включая и космос.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»